Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Каталонская школа


(от названия испанской области - Каталонии)

Фрески работы Феррера Басса Наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14—15 в. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11—13 в. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы (капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346 г.) — основателя Каталонской школы.

Основной сферой творчества её мастеров стало создание заалтарных образов (ретабло). В Каталонской школе элементы, предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из Стукко. Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию.

Святой Бернардин (Х. Уге)В произведениях художников Каталонской школы средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы, показать среду, в которой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества.

Итальянские влияния характерны для Каталонской школы 14 и начала 15 в. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном, полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности характеристик. Объединение Испании (1479 г.) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию Каталонской школы, стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства.


Святой Георгий убивает дракона
Святой Георгий
убивает дракона.
Б. Марторелл.
15 век.

Вознесение Христа
Вознесение
Христа.
Ф. Басса.

Св. Петр идет по воде
Св. Петр
идет по воде.
Л. Борасса. 15 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Главная > Отзывы > Словарь
 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.