Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Римская премия


(по-французски Prix de Rome)

Жан-Батист Кольбер Награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 г. Премия присуждалась художникам, граверам, скульпторам и архитекторам (в 1803 году была добавлена пятая номинация — композиторы). Лауреат Большой Римской премии получал возможность отправиться в Рим и жить там в течение года за счёт патрона премии (первоначально им был король Людовик XIV). В некоторые периоды присуждались также малые премии, позволявшие жить в Риме более короткий срок.

Первый конкурс на Римскую премию по живописи был организован Кольбером в 1663 г. Привлекательность Италии была столь велика, что две первых премии были присуждены еще до выборов директора Академии, а по случаю третьего конкурса в 1664 г. лауреатам было обещано, что победителям король пожалует пенсионерскую поездку в Рим на срок три года и четыре месяца. Французская Академия в Риме была открыта в 1666 г.; ее директором стал Эррар. В 1674 было решено, что участники конкурса должны представить картину маслом, а не рисунки: размеры картины также были определены - два с половиной фута в высоту и три с половиной фута в ширину.

Программы этих картин писались самой Академией. За исключением первого конкурса, где были свободные темы, они в основном заимствовались из Библии и античной мифологии и почти всегда имели аллегорический характер. В 1762 г. темы древней истории были заменены библейскими сюжетами. При старом режиме некоторые римские пенсионеры не были лауреатами конкурса, так как им покровительствовал директор Корстроений. Кроме того, когда королевская казна оказывалась пустой или когда деньги были растрачены, пенсионеры не посылались в Италию (например, Бон де Буллонь в 1669 г., Риго в 1682 г.).

В 1792 г. Академия была закрыта по решению Конвента, однако уже в 1797 г. конкурсы на Римскую премию были восстановлены. С 1800 г., чтобы поехать в Рим, необходимо было получить именно первую премию, а конкурсы стали ежегодными. С 1803 г. резиденцией пенсионеров в Риме стала вилла Медичи. С тех пор правила конкурса не перестают меняться. В секциях живописи и гравюры, где конкурсы проводились каждые два года, в 1817 г. по предложению Герена был введен и дополнительный конкурс на исторический пейзаж, который устраивался каждые четыре года (упразднен в 1863 г.). За исключением периода с 1864 по 1871 г. (когда решения принимались специальным жюри) организацией конкурса занимался Институт (класс изящных искусств). Самое последнее изменение было основано на декрете от 13 ноября 1871 г.

Геркулес и Омфала (Ф. Буше, 1731-1740 г.)Конкурс живописцев состоит из двух предварительных туров и одного окончательного. На первый тур художник должен представить три живописных произведения размером 130x97; кроме того, все французские кандидаты, подходящие по возрасту, должны были иметь диплом, выданный преподавателем художественной школы или известным художником. Второй тур состоит в том, что кандидаты в специальном помещении (ложе) за четыре дня должны исполнить эскиз на холсте размером 81х65. По итогам второго тура для заключительного испытания отбираются максимум 15 кандидатов, которые в течение трех месяцев должны по этому эскизу написать картину на холсте размером 195х130. Эти картины выставляются публично.

Картины, представленные на конкурс, были собственностью Академии и хранились в Лувре. В 1793 г. по инициативе Конвента они были розданы художникам. Эти картины в настоящее время хранятся в Школе изящных искусств в Париже и с 1983 г. стали объектами различных выставок и публикаций.

Среди лауреатов Римской премии были такие крупные фигуры французского искусства, как художники Франсуа Буше (1720 г.), Фрагонар (1752 г.), Жак Луи Давид (1774 г.), Энгр (1801 г.), композиторы Гектор Берлиоз (1830 г.), Жорж Бизе (1857 г.), Жюль Массне (1862 г.), Клод Дебюсси (1884 г.), Анри Дютийе (1938 г.). В то же время подавали свои работы на соискание премии и были отвергнуты такие выдающиеся авторы, как Эжен Делакруа, Эдуар Мане и Эдгар Дега. А такой известный композитор, как Морис Равель был отвергнут четыре раза, и последнее, четвёртое решение (1905 г.), принятое Музыкальным советом Академии искусств, привело к так называемому «скандальному делу Равеля», попавшему на первые страницы почти всех парижских газет. В состав жюри Римской премии входили композиторы-академисты Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и сам директор консерватории Теодор Дюбуа, что вскоре и привело к смене всего руководства Парижской консерватории, ответственной за конкурсный отбор лауреатов.

После Первой мировой войны престиж Римской премии очень сильно упал. В конце концов, она превратилась в простой придаток академической системы образования, упорно противостоявшей всему живому и новому в музыкальном и изобразительном искусстве. В передовых кругах художников и музыкантов Римская премия стала синонимом ретроградности и консерватизма.

В 1968 г. по инициативе занимавшего в это время пост министра культуры Франции Андре Мальро Римская премия в её традиционном виде была закрыта. Вместо неё проводится целый ряд разнообразных отборочных конкурсов среди представителей разных творческих профессий, вплоть до писателей и поваров, и победители этих конкурсов получают гранты на проживание в Риме на срок до двух лет.

Турецкие бани (Ж.О.Д. Энгр, 1862 г.)
Турецкие бани.
Ж.О.Д. Энгр. 1862 г.

Г. Берлиоз (Ж.Г. Курбе, 1850 г.)
Г. Берлиоз.
Ж.Г. Курбе. 1850 г.

Велизарий (Ж.Л. Давид, 1780 г.)
Велизарий.
Ж.Л. Давид. 1780 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Главная > Отзывы > Словарь
 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.