Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Театрально-декорационное искусство


(сценография)

Эскиз декорации к опере Опричник (В.М. Васнецов, 1911 г.) Это искусство создания зрительного образа спектакля с помощью костюмов, постановочной техники, освещения и декораций. Театрально-декорационное искусство средствами живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных искусств способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя.

Распространение театрально-декорационного искусства связано с развитием изобразительного искусства, театра, драматургии. Элементы театрального искусства возникли из древнейших игр и обрядов – маски, костюмы и прочее. В театре Древней Греции уже в 5 в. до н. э. помимо скены были объёмные декорации, которые в эллинистическую эпоху объединялись с живописными. Принципы театра Древней Греции были переняты древнеримским театром, в котором стали применять занавес.

Характерный для античности принцип симультанной декорации (одномоментный показ всех мест действия), перенял и средневековый европейский театр, где изначально декорацией церковных мистерий был интерьер, а потом внешняя стена храма. В период расцвета итальянского искусства эпохи Возрождения образовался тип архитектурно-перспективной декорации, которая изображала городскую площадь или улицу, уходящую вдаль. Такая декорация создавалась расписанными и натянутыми на рамы холстами, которые воспроизводили одно постоянное место действия (С. Серлио, Браманте, Б. Перуцци). С начала семнадцатого века всё более широко применялись механизмы для сцены. Использование вращающихся трёхгранных призм-телариев давало возможность сменять декорации у публики на глазах (немец Й. Фуртенбах, итальянцы Н. Саббатини и Буонталенти).

Эскиз декорации к опере Р. Вагнера Гибель богов (М. Брюкнер) За усложнением техники последовало изобретение системы кулис (итальянец Дж. Алеотти) и «сцены-коробки». С середины семнадцатого века итальянская система арочно-кулисной декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли и др.) расширилась по всей Европе. В Великобритании в период Возрождения образовался специфический тип сценической площадки и театрального здания («шекспировская» или «елизаветинская» сцена), разделённой на нижнюю, заднюю и верхнюю сцены, с просцениумом, выдающимся в зрительный зал. В период классицизма благодаря драматургическому канону единства времени и места действия преобладала несменяемая декорация (тронный зал, вестибюль дворца в трагедии, городская площадь, комната — в комедии), поэтому всё богатство постановочно-декорационных эффектов сфокусировалось в балетно-оперном жанре. Итальянские мастера (А. Поццо, художники из семейства Галли-Биббиена) нарушили симметрию декораций XVII в., ввели угловую перспективу, усилив средствами живописи иллюзию глубины; добиваясь большей масштабности путём изображения отдельных архитектурных частей вместо целого здания, они форсировали контрасты света и тени.

Идущие за Великой французской революцией 1789 – 1794 г. демократизация театральной деятельности и развитие тематического репертуара способствовали реформе театрально-декорационного искусства. На сценах «театров бульваров» Парижа широко практиковались практикабли (объёмные декорации – скалы, мосты), организовывались сложные эффекты (сцены пожаров, кораблекрушений). В первой четверти девятнадцатого века Ч. Баркер в Великобритании, Л. Ж. М. Дагер во Франции показывали панорамы и диорамы в сочетании с новинками газового освещения.

На рубеже девятнадцатого – двадцатого веков художники и режиссеры разных стран изучали природу и специфику сценического искусства, которые определили его место в ряду прочих разновидностей искусств. В России работавшие над театральными декорациями в 1870-х годах художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, К. А. Коровин закрепили в театрально-декорационном искусстве принцип поэтически целостной интерпретации спектакля, единства, в колористическом плане, костюмов и декораций.

Эскиз декорации к трагедии Федра (Л. Бакст, 1923 г.) Поиском актуализации приёмов, которые позволили бы воспроизвести на театральных подмостках «жизнь человеческого духа», занимался К. С. Станиславский. В созданном им в 1905 году театре-студии в Москве на Поварской Станиславский привлёк к сотрудничеству живописцев из объединения «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, М. В. Добужинского и др. Их работам присуща высокая живописность, ювелирное мастерство в передаче характера и стиля искусства разных эпох. Одновременно на сцене МХТа продолжалось экспериментальное творчество с художниками Н. П. Ульяновым и В. Е. Егоровым. Эти живописцы принимали участие в гастролях русской оперы и балета в Париже, организованных С. П. Дягилевым с 1907 года (Русские сезоны за границей) и вдохновлялись идеей гармоничного единства танца, музыки, драматического сюжета и пластическо-изобразительного воплощения. Декорации, созданные ими, отличались поразительным сочетанием живописности, фантазии, вкуса и колористической цельностью костюмов и сценической среды, содействуя обновлению в том числе и зарубежного театрально-декорационного искусства

С 1910-х годов в театрально-декорационное искусство проникли авангардистские тенденции. В русских экспериментальных спектаклях, в декорациях художников П. Н. Филовова, И. С. Школьника, В. Е. Татлина, К.С. Малевича применялись приёмы футуризма, примитивизма, кубизма и пр. Развитие театрально-декорационного искусства двадцатого века являет собой сложное переплетение разнообразных тенденций, художественных течений, авторских разработок. В театрально-декорационном искусстве XX в. необычайно обогатилась сценическая техника: используются синтетические материалы, люминесцентные краски, коллажи, фото- и кинопроекции, системы зеркал, сложнейшие световые партитуры и т.д.

В 1960-е г. большое внимание почти повсеместно уделялось «внесценной» декорации, сцене-арене (в СССР разрабатывавшейся ещё с конца 1920-х г. Мейерхольдом и Н.П. Охлопковым). 1970-е г. характеризуются всё более интенсивным применением мотивов, навеянных народным искусством (обрядовых масок-гримов, костюмов марионеток, кукол, иногда достигающих гигантских размеров и становящихся органической частью декорации). Однако стремление создать на драматургической канве независимое сценическое произведение, во многом являющееся свободной фантазией режиссёра или художника-декоратора, приводит многих мастеров театрально-декорационного искусства к разрушению целостного театрального образа.

Эскиз декорации к трагедии Макбет
Эскиз декорации
к трагедии
У. Шекспира «Макбет».
Г. Крэг. 1906 г.

Эскиз декорации к опере Сестра Беатриса (Н.К. Рерих)
Эскиз декорации к опере А.А. Давыдова
"Сестра Беатриса". Н.К. Рерих.

Декорация теларийной сцены
Декорация теларийной
сцены по Й. Фуртенбаху.
1640 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Главная > Отзывы > Словарь
 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.