Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раковина

Триумф Венеры. 1740 г. Шведский национальный музей Раковина (праслав. гаку — «оболочка»; лат. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово «конха» (греч. konche — «раковина», лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка, иначе «пинна» (греч. pinna — «моллюск»).

Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, а перламутр считали ее божественной оболочкой. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну.

Спиральные раковины, которые использовали в качестве музыкального инструмента, называли кохлос. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль».

В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.). Центр такой раковины считали «пупом мира».

В Средневековье раковинами украшали шляпы, котомки и одежду паломников, что связано с историей монастыря Мон-Сен-Мишель. Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Богоматерь в текстах акафиста называли жемчужницей, «раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога... раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Песнь красоты. Сандро Боттичелли. Левая часть

В раннехристианском искусстве можно встретить изображение Богоматери с раковиной над головой. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. Поэтому существует предположение о постепенном слиянии этой символики с символикой полукруглого алтарного перекрытия — конхи (греч. konche — «раковина»).

В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто, симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси.

Раковина — распространенный мотив в архитектуре Классицизма, Маньеризма, Барокко и Неоклассицизма. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». С XVI в. в Италии, Франции и Германии мастера практиковали резьбу по белой раковине, аналогично резьбе гемм из твёрдого камня. При этом использовали просвечивание тонких слоев раковины с подкладкой из черной или цветной мастики.


Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Правая часть
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.
Правая часть.

Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.

Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Центральная часть
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.
Центральная часть.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Главная > Отзывы > Словарь
 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.